Российские дорожные камеры могут подключить к системе распознавания лиц

Российские дорожные камеры могут подключить к системе распознавания лицОбщественная палата РФ подготовила обращение в правительство, Государственную Думу и МВД с просьбой ввести в практику распознавание лиц с системы дорожных камер, а также ввести в КоАП ответственность за превышение средней скорости.

В общественной палате состоялось обсуждение инициативы по включения камер дорожного наблюдения в систему распознавания лиц. Кроме того, общественники предлагают добавить в КоАП ответственность за нарушение средней скорости на участке. Однако эксперты, в том числе и автоюристы «ДТП178» сомневаются в целесообразности и этичности таких нововведений.

В 2021 году Министерство внутренних дел оформило 179,5 млн штрафов за нарушение ПДД, в том числе 160,7 миллионов — с помощью систем фотовидеофиксации. Таким образом, в настоящий момент с помощью видеокамер выносится 89% всех штрафов для автомобилистов. Как утверждает НАС, благодаря камерам количество ДТП сокращается в 2 раза быстрее, а количество погибших — в 3…6 раз, чем в среднем на дорогах. В дальнейшем системы видеонаблюдения смогут заменить сотрудников ГИБДД в еще большей степени, что позволит сократить их штат. Однако сейчас штраф получает владелец автомобиля, а не водитель, идентифицировать которого невозможно. Кроме того, видеосистема не может фиксировать и наказывать за нарушения пешеходов, велосипедистов и людей, передвигающихся на самокатах.


Ключевые инициативы национального автомобильного союза в отношении фиксации нарушений ПДД

  1. Распознавание нарушителя по лицу.
  2. Установление единых требований к дорожным камерам во всех регионах России.
  3. Передача контроля над всеми дорожными системами наблюдения в ГИБДД.
  4. Вынесение постановлений только после резолюции ГИБДД.
  5. Предоставление права выбора модели установки камер (лизинг, аренда и т.п.) регионам РФ.

Как утверждает вице-президент НАС, Антон Шапарин, технически реализовать распознавание лиц и их идентификацию возможно уже сегодня, поскольку у государства есть большая база данных. Она уже накоплена и используется в метро. Пилотным регионом для новой системы может стать Москва.

НАС предлагает также законодательно закрепить понятие «средней скорости» и ввести ответственность за ее превышение. Системы, фиксирующие среднюю скорость (время прохождения контрольных точек в области видимости камер), уже есть и работают с 2013 года, но из-за отсутствия законодательной базы эти данные не используются, а в прошлом году их сбор был прекращен.

Еще одна инициатива НАС — сделать информацию о местах установки камер, а также особенностях их работы, сертификации и т.п. публичной.

По мнению многих юристов и экспертов в области автомобильного права, инициатива по внедрению системы распознавания лиц неприемлема, поскольку нарушает право на личную жизнь. Камеры в метрополитене в этом смысле не являются нарушением, поскольку принадлежат, как и сам метрополитен, департаменту транспорта. Таким образом, спускаясь в метро, человек соглашается с условиями его использования, в том числе и с тем, что он будет идентифицирован системой видеонаблюдения. Дорога не является собственностью какого-либо лица.

Эксперты также выражают опасение, что система FaceID не сможет точно распознавать лица из-за оптических искажений создаваемых лобовыми стеклами, которые могут быть к тому же не вполне чистыми. Это приведет к большому количеству ложных срабатываний, и штрафы будут получать совершенно непричастные люди. Эту проблему могла бы решить еще одна камера, расположенная существенно ниже основной: данные с двух точек съемки позволят распознать водителя с намного более высокой точностью.